Официальный сайт Администрации
Уважаемые жители Славянского района!
На протяжении 2019 года в администрацию муниципального образова-ния Славянский район поступило значительное количество обращений граж-дан нашего района по вопросам, связанным с проблемами, возникающими при регистрации прав на построенные или реконструированные индивиду-альные жилые дома.
В абсолютном большинстве случаев обозначенные проблемы вызваны отсутствием у обратившихся оформленной в соответствии законодательством РФ разрешительной документации на уже произведенные действия по строи-тельству или реконструкции.
С 1 сентября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные ак-ты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», получивший название «дачная амнистия».
Смысл указанного закона касательно объектов индивидуального жи-лищного строительства заключался в том, что для регистрации прав на жи-лые дома не требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуата-цию. Обязательность получения разрешения на строительство индивидуаль-ного жилого дома закон не отменял.
Между тем с 2006 по 2016 годы ввиду наличия пробелов в законода-тельстве существовала своего рода «лазейка» - право на жилой дом можно было зарегистрировать по факту возведения, подтвердив это техническим паспортом или техническим планом, не предъявляя разрешения на строи-тельство.
У значительной части населения сложилось ошибочное мнение о том, что строить и реконструировать дома можно в «упрощенном» порядке – без получения разрешения на строительство.
В августе 2018 года в Градостроительный кодекс были внесены измене-ния, которые ввели понятия уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или са-дового дома и уведомление о соответствии указанных в уведомлении о пла-нируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке. На сегодняшний день действует именно уведомительный порядок строительства жилых до-мов.
Таким образом, граждане, запланировавшие строительство или рекон-струкцию индивидуального жилого дома на земельном участке, правообла-дателем которого они являются, обязаны направить в орган местного само-управления (управление архитектуры администрации района) уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В течение 7 рабочих дней ад-министрация муниципального образования Славянский район обязана направить заявителю уведомление о соответствии указанных в его уведомле-нии параметров требованиям законодательства или уведомление о несоот-ветствии.
По факту завершения строительства застройщик в срок не позднее одно-го месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта инди-видуального жилищного строительства или садового дома подает в орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства.
Орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней направляет застройщику уведомление о соответствии построенных или реконструиро-ванных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивиду-ального жилищного строительства или садового дома требованиям законо-дательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Таким образом, на сегодняшний день, для подготовки технического пла-на построенного или реконструированного жилого дома и регистрации прав на него требуется наличие всех четырех вышеперечисленных уведомлений (двух от застройщика, двух от администрации). В случаях, когда уведомле-ние об окончании строительства подается застройщиком, строившим дом по разрешению на строительство, полученному до 4 августа 2018 года, админи-страция проверяет соответствие параметров построенного объекта парамет-рам, на которые выдавалось разрешение на строительство.
Отсутствие уведомления администрации о соответствии указанных в уведомлении о начале строительства параметров требованиям законодатель-ства или разрешения на строительство (до 4 августа 2018 года) является ос-нованием для отказа в выдаче администрацией уведомления о соответствии законченного строительством объекта требованиям законодательства и наде-ляет объект статусом «самовольная постройка».
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или со-зданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются дей-ствующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требования-ми к параметрам постройки, предусмотренными законом.
Правообладатели земельных участков, предназначенных для индивиду-ального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, на которых строительство (или реконструкция) жилого дома начато до 4 авгу-ста 2018 года без получения разрешения на строительство, имеют право до 1 марта 2021 года направить уведомление о начале строительства в уполно-моченный на выдачу разрешений на строительство орган власти.
Однако приведенная выше норма действует только в отношении тех объ-ектов, строительство которых начато до 4 августа 2018 года с соблюдением требований Правил землепользования и застройки, а именно – соблюдением всех необходимых отступов от границ соседних земельных участков (3 м), зданий и строений на соседних участках (6 м) и «красной» линии (фасадной границы участка) (5 м).
Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше уста-новленных Правилами землепользования и застройки размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характери-стики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разре-шениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строитель-ства, реконструкции объектов капитального строительства.
Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предель-ных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капи-тального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предостав-лении такого разрешения.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от пре-дельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на публичных слуша-ниях.
Вместе с тем, частью 6.1 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ определено, что не допускается предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объек-тов капитального строительства в отношении земельного участка, на кото-ром расположена самовольная постройка, до ее сноса или приведения в со-ответствие с установленными требованиями.
При проведении публичных слушаний по вопросам отклонений от пре-дельных параметров разрешенного строительства комиссия по землепользо-ванию и застройки не может принимать во внимание факты незнания граж-данами законодательства, ошибочного понимания правовых норм, введения в заблуждение граждан лицами, помогающими оформлять документацию за плату, и вынуждена в соответствии с законодательство занимать принципи-альную позицию в вопросах предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров в случаях, когда строительство объекта уже начато. Эта позиция – безоговорочный отказ в предоставлении разрешения на от-клонение.
Учитывая изложенное администрация муниципального образования Славянский район настоятельно рекомендует жителям нашего района быть предельно внимательными к требованиям законодательства о градострои-тельной деятельности при планировании и реализации работ по строитель-ству и реконструкции индивидуальных жилых домов.
Специалисты управления архитектуры всегда готовы оказать консульта-ционную помощь гражданам и предоставить необходимую информацию для оформления строительства в соответствии с требованиями законодательства.
Адрес управления архитектуры: г. Славянск-на-Кубани, ул. Школьная, 304.
Тел.: (86146) 2-19-64
На один уровень выше