Официальный сайт Администрации
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-ской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В систему муниципальных правовых актов поселения входят:
1.Устав поселения;
2. Правовые акты, принятые на местном референдуме;
3. Нормативные и иные правовые акты Совета поселения;
4. Правовые акты главы поселения, администрации поселения и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмот-ренных уставом муниципального образования.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории поселения.
Устав сельского поселения и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории поселения.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему уставу и правовым актам, принятым на местном референдуме.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители ор-ганизаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федераль-ными законами и законами Краснодарского края.
В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий-ской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их дейст-вие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должност-ными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответст-вующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приоста-новления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) со-ответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регули-рующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государствен-ных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Краснодарско-го края, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края)
Порядок обжалования муниципальных нормативных правовых актов установ-лен:
1. Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ);
2. Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ);
3. Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-I «Об обжа-ловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
Гражданское законодательство Российской Федерации разделяет муниципаль-ные правовые акты на нормативные и ненормативные.
1. Нормативные правовые акты.
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, приня-тый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его ком-петенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное предписа-ние постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное примене-ние в отношении неопределенного круга лиц.
Порядок обжалования нормативных правовых актов закреплен в Кодексе ад-министративного судопроизводства Российской Федерации и Арбитражном процес-суальном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществле-нию его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно воз-ложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав дру-гих лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсуд-ности установленной главой 2 требованиями Кодекса административного судопроиз-водства Федерации.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответство-вать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 КАС РФ(требования к фор-ме и содержанию искового заявления) и содержать дополнительно данные о наимено-вании органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспари-ваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким сред-ством массовой информации и когда опубликован этот акт. Подача заявления об ос-паривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспари-ваемого нормативного правового акта.
Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается су-дом в срок не превышающий двух месяцев со дня подачи административного исково-го заявления. При этом, необходимо иметь в виду, что отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании норма-тивного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если ос-париваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соот-ветствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридиче-скую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недей-ствующими вступает в законную силу по истечении срока на обжалование, если они не были обжалованы и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на при-знанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его со-держание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в за-конную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опублико-ван нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа местного само-управления или должностного лица.
В случае подачи жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в за-конную силу после рассмотрения судом второй инстанции.
Также дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих пра-ва и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, указанным в разделе II Арбитражного процессуального кодекса РФ и порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Дела об ос-паривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции ар-битражных судов.
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллеги-альным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтере-сованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание тре-бования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
- о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответст-вующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
- признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбит-ражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, приняв-шими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд второй инстанции.
Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспарива-нии нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опублико-ван оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Кроме того, решение арбитражного суда по делу об оспаривании норма-тивного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Рос-сийской Федерации» и при необходимости в иных изданиях.
2. Ненормативные правовые акты.
Ненормативные правовые акты подразделяются на:
- решения органов местного самоуправления;
- действия органов местного самоуправления;
- бездействие органов местного самоуправления;
- решения, действия, бездействие должностных лиц органов местного само-управления.
К решениям органа местного самоуправления относятся акты муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, со-держащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для кон-кретных граждан и организаций.
К действиям органов местного самоуправления, их должностных лиц или му-ниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц ор-ганов, осуществляющих муниципальный контроль.
К бездействию органа местного самоуправления относится неисполнение орга-ном местного самоуправления, должностным лицом или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обра-щения заявителя уполномоченным лицом.
Порядок обжалования ненормативных правовых актов закреплен в Законе Рос-сийской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ.
Предметом обжалования в суде могут быть муниципальные правовые акты не-нормативного характера, нарушающие права и свободы гражданина.
Муниципальные правовые акты ненормативного характера могут быть обжало-ваны в суд, в том числе, если в результате их принятия:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незакон-но привлечен к какой-либо ответственности.
Гражданин вправе обратиться с жалобой на принятый муниципальный право-вой акт ненормативного характера, нарушающий его права и свободы, либо непо-средственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу местного самоуправления, должностному лицу.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
- 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;
- 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа местного самоуправления или должностного лица.
Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руково-дителя или представителя органа местного самоуправления, должностного лица, му-ниципального служащего.
Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рас-смотрению заявления.
На органы местного самоуправления возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемого муниципального акта ненорматив-ного характера; гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность, но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение:
- установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемый муниципаль-ный правовой акт ненормативного характера незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы;
- установив обоснованность жалобы, суд определяет ответственность органа местного самоуправления или должностного лица за принятие муниципального пра-вового акта ненормативного характера, приведшие к нарушению прав и свобод граж-данина.
Если обжалуемый муниципальный правовой акт ненормативного характера суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.
Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех органов ме-стного самоуправления, должностных лиц и граждан, а также подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решение суда направляется соответствующему органу или должностному лицу, а также гражданину не позднее 10 дней после вступления решения в законную силу.
Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения реше-ния суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федера-ции.
Убытки, а также моральный вред, нанесенные гражданину признанным неза-конным муниципальным правовым актом ненормативного характера, а также пред-ставлением искаженной информации, возмещаются в порядке искового производства.
Некоторые муниципальные правовые акты ненормативного характера, органов и должностных лиц местного самоуправления обжалуются в порядке не гражданско-го, а арбитражного судопроизводства. В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринима-тельской и иной экономической деятельности, в том числе:
об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправ-ления, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринима-тельской и иной экономической деятельности.
Дела об оспаривании муниципальных правовых актов ненормативного харак-тера затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ.
Производство по данным делам возбуждается на основании заявлений заинте-ресованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.
На один уровень выше